Дорожная пыль

Содержание пыли на дороге в облаке может превышать 100 мг/м3, а допустимое содержание пыли в атмосферном воздухе должно быть не более 5 мг/м3. Пыль может вызвать заболевания пневмокониозом, пылевым бронхитом, силикозом, аллергией. Попадая на кожный покров, может вызвать дерматит, пиодермию; на слизистую оболочку глаза – конъюнктивит. Пыль – вещество, сильно адсорбирующее радиоактивные элементы. Дорожная пыль бывает различного происхождения в зависимости от типа покрытия. Пыль с грунтовых дорог в зависимости от толщины слоя и наличия в ней мелких частиц значительно насыщает собой окружающее воздушное пространство. Летом на грунтовых дорогах длина облака пыли составляет от 50 до 150 м. Исследования, проведенные Ю. А. Славуцким, показали, что пропускная способность дороги при наличии пыльных шлейфов снижается в 3-5 раз при скорости движения автомобилей от 20 до 100 км/ч. Интенсивность пылеобразования на гравийных покрытиях зависит от материала, прочности, уплотнения гравия. Особенно интенсивно изнашиваются гравийные покрытия в летний (сухой) период года. В южных районах износ гравийных покрытий достигает 4-6 см в год, что превышает износ покрытий в северных районах в 2-3 раза.

Пыль с гравийных покрытий резко ухудшает видимость, что приводит к снижению скорости до 15-20 км/ч вместо 40-60 км/ч. Максимальная пропускная способность дороги уменьшается в 2 раза при длине шлейфа до 30-40 м, а при длине шлейфа 150-200 м – в 5-7 раз. С целью обеспыливания применяются неорганические вещества (хлористый кальций, хлористый натрий, хлористый магний, карналлит, концентрированные рассолы, пластовые соленые воды), а также органические (жидкие нефтяные и сланцевые битумы, жидкие дегти, битумные эмульсии, сульфитно-дрожжевая бражка и эмульсии на ее основе, а также нефть, мазут и отработанные масла).