Прочность слоев дорожной одежды

В разных странах используют различные, в значительной мере приближенные методы расчета, основанные на экспериментах и введении определенных упрощающих положений. Результаты расчетов корректируются данными практики и наблюдений. Официально действующая в настоящее время в методика расчета нежестких дорожных одежд была разработана в Союздорнии под руководством проф. Н. Н. Иванова. Теоретические положения этой методики уже многократно освещались в учебной литературе, и в данном пособии поэтому подробно не приводятся. Отметим, лишь, что давление от колеса передается по площади круга, величина которой принимается равновеликой площади контакта спаренного расчетного колеса автомобиля с покрытием. Кроме того, важное понятие в этой методике – представление об эквивалентном слое.

Сущность этого понятия состоит в следующем. Пусть на грунте с модулем деформации Егр устроена однослойная одежда толщиной Лод из материала, имеющего модуль деформации Еоя. Заменим этот слой одежды слоем грунта толщиной hTp, но с таким условием, однако, чтобы распределение напряжений в подстилающем грунте после снятия одежды и замены ее слоем грунта не изменилось. Приравнивая жесткости эквивалентных в этом отношении слоев, получают для определения эквивалентного значения толщи- Такая задача возникает, например, когда необходимо оценить прочность существующих многослойных дорожных одежд. Для расчета многослойной одежды при проектировании новой дороги обычно решают обратную задачу: зная допускаемую величину прогиба и необходимый эквивалентный модуль деформации всей одежды, находят толщину слоев, обеспечивающих получение такого модуля. С целью упрощения таких расчетов используется специальная номограмма.

Эквивалентный модуль деформации дорожной одежды дает возможность оценивать ее прочность по одному этому показателю.