Последовательность обслуживания грузовых пунктов

Например, имеется база А и 11 пунктов, в которые доставляется груз с базы и вывозится на базу. Принята вместимость автомобиля 250 единиц груза. Необходимо подобрать маршруты и последовательность обслуживания грузовых пунктов при минимальном пробеге автомобилей. I этап. Нахождение кратчайшей сети, связывающей все пункты. Находим самое короткое звено сети.

II этап. Набор маршрутов. Начнем набор маршрутов в порядке построения кратчайшей сети, т. е. с п. В. Набираем маршрут, суммируя отдельно ввоз и вывоз до предельной грузоподъемности автомобиля. III этап. Очередность объезда пунктов маршрута.

Необходимо определить очередность объезда пунктов маршрута, обеспечивающую минимальную длину пути. Воспользуемся «методом треугольников». Для этого построим симметричную матрицу для маршрута. Здесь по диагонали размещены все пункты маршрута, в остальных клетках – расстояния между ними. При определении состава маршрутов мы исходили из емкости автомобиля в единицах груза, отдельно для ввоза и вывоза. Поэтому полученные маршруты и последовательность объезда входящих в них грузовых пунктов соответствуют только развозочным или сборочным маршрутам. Для определения возможности одновременного развоза и сбора грузов необходимо провести дополнительные расчеты. IV этап.

Возможность одновременно развоза и сбора грузов. Проверим возможность выгрузки и одновременной погрузки во всех грузовых пунктах маршрута. Во всех пунктах автомобиль грузится в пределах его грузоподъемности. Можно изменить последовательность объезда пунктов маршрута на обратную, что не изменит общей длины маршрута. В нашем примере АЗМКЛИЖА. Проверка показывает, что такое решение дает возможность одновременного развоза и сбора грузов.

Однако возможны случаи, когда и такое решение не приводит к приемлемому результату. Необходимо изменение последовательности объезда грузовых пунктов маршрута.