Осыпи

Естественно, решение о строительстве того или иного сооружения должно быть принято в результате тщательного технико-экономического обоснования, но с учетом максимальной сохранности природного ландшафта. При проектировании и строительстве автомобильных дорог возможны пересечения последними участков осыпей, на которых продукты выветривания горных пород находятся в неустойчивом состоянии. В таких случаях трассу желательно располагать выше осыпи. Для укрепления осыпей возводят заградительные стенки, обеспечивают поверхностный воотвод. Не менее сложные проблемы возникают при строительстве земляного полотна в особых геофизических условиях, а именно при проложении дороги в зоне многолетней мерзлоты. Восстановление нарушенных человеческой деятельностью природных условий протекает здесь намного медленнее, чем в районах сезонного промерзания. В первую очередь это относится к восстановлению нарушенного растительного покрова, так как вегетационный период растений длится всего 2-4 месяца. Так, например, колея после единичного прохода трактора в тундре сохраняется до 20 лет. Уместно напомнить, что к районам многолетней мерзлоты относится обширная территория – около 57 % территории РСФСР.

Строительство автомобильной дороги вызывает изменения в прилегающей к дороге зоне, которые возникают вследствие изменения влажностного режима сезонно оттаивающего слоя, повышения способности поглощать солнечную энергию, нарушения естественных условий отложения и сроков схода снежного покрова. Изменение природных условий наблюдается в полосе, ширина которой в 5_б раз больше ширины земляного полотна. Увеличение снежного покрова в придорожной полосе у насыпи снижает воздействие отрицательных температур на поверхность грунта. Весной снег с земляного полотна и в придорожной полосе оттаивает быстрее, чем на неосвоенном пространстве, в результате чего грунт здесь прогревается глубже, т. е. происходит понижение верхнего горизонта вечномерзлого грунта с образованием термокарстовых озер, термоэрозионных оврагов, образованием наледей и пр.