Определение основных параметров дорожного покрытия

Для безопасного движения необходимо, чтобы покрытие автомобильной дороги имело правильную геометрическую форму, было ровным и шероховатым. Ровность и геометрическая форма нарушаются деформациями покрытия, шероховатость – износом, сглаживающим микропрофиль, превращающим дорогу в гладкую, не обеспечивающую необходимого сцепления колеса автомобиля с дорогой. Статистика показывает, что около 30-40% дорожно-транспортных происшествий происходит именно по этой причине. Контроль за состоянием ровности и шероховатости покрытия должен проводиться регулярно для его своевременного предупредительного ремонта. Измерение неровностей покрытия обычно производят 3-метровой рейкой в продольном направлении и шаблоном – в поперечном, по зазору между нижней гранью прибора и поверхностью покрытия, а также по показателю уровня. Точнее измерение поперечного профиля может быть произведено профилографом, а продольного – многоколесным прибором с сбалансированной тележкой – виаграфом. Скорость измерений виаграфом невелика – около 300 м в день, но при очень высокой точности.

С более высокой скоростью при меньшей точности измерения работают приборы типа виаграфа, но с меньшим числом колес и упрощенной схемой балансирования тележки. Существует большое количество приборов, устанавливаемых на прицепе к автомобилю или в его кузове, основанных на принципе моделирования продольного профиля по косвенным признакам – толчкам или с помощью ультразвукового эхолота и т. п. Однако эти приборы сложны, требуют дорогостоящей электронной аппаратуры и применяются главным образом в научно-исследовательских работах. Оценка шероховатости ведется по пятибалльной системе: отличное – при тормозном пути 15 м, хорошее – 15-20 м, удовлетворительное – 20-25 м, неудовлетворительное – 25-30 м, плохое – более 30 м. Измерение производят на мокром покрытии при гладком протекторе с начальной скоростью 60 км/ч (16,7 м/с). Такая методика небезопасна из-за необходимости торможения при высокой скорости на мокром покрытии, обходится дорого вследствие быстрого износа протекторов и повышенного износа систем автомобиля.