Наиболее эффективно

Пути трамвая на обособленном полотне в пределах проезжей части по оси ее проектируют только в том случае, если ширина полотна для каждого направления движения безрельсового транспорта превышает 9 м. Ширина обособленного полотна зависит от того, размещаются ли в пределах этой ширины посадочные площадки или нет. Если пути трамвая расположены на независимом полотне с установкой в междупутье опор для подвески контактных проводов, общая ширина этого полотна принимается 7,35 м. При том же положении путей трамвая, но с размещением посадочных площадок в пределах независимого полотна минимальная общая ширина его должна быть увеличена до 9,15 ж. При таком положении независимого полотна можно рекомендовать в пределах его посадку деревьев с обеих сторон полотна, если общая ширина улицы это допускает; тогда ширина полотна увеличится еще на 5 м. Это придаст некоторую привлекательность улице и будет снижать влияние шума от трамвая. Вариантов расположения трамвайного обособленного полотна вне проезжей части может быть много, они зависят от общей ширины улицы и ее оформления. Так, при наличии на улице бульвара, расположенного посередине ее, пути трамвая укладывают раздельно для каждого направления движения. При размещении путей трамвая вне проезжей части стремятся независимое полотно выделить посадками зелени. При размещении остановочных пунктов трамвая должны быть предусмотрены требования безопасности движения и удобства для населения. Места для остановочных пунктов обычно отводят на подходах к перекресткам улиц, площадей, вблизи скопления пассажиров — конечных пунктов метро, электрифицированных железных дорог, пристаней, театров, рынков, стадионов, Дворцов спорта и культуры и т. д. Остановочные пункты размещают преимущественно на прямых участках с продольными уклонами не более 30%0 и в исключительных случаях (при сложных условиях плана и профиля) — на кривых участках радиусом не менее 100 м и при уклонах не более 40°/о0-