Факторы, влияющие на сооружения автомобильной дороги

К механическим воздействиям относятся: вертикальная сила, вызванная массой автомобиля, и горизонтальные силы (реакции на тягу, торможение, центробежную силу на кривой). Все эти силы при движении автомобиля по неровному покрытию меняют свое значение в широких пределах. Микрорельеф покрытия вызывает толчки и колебания неподрессоренной части автомобиля, раскачивание во всех трех направлениях подрессоренной части. Интенсивность колебаний, выраженная амплитудой и ускорениями, характеризует ровность покрытия и может служить оценкой его качества. Поскольку неровности микрорельефа имеют различную величину и размещены случайно, ровность покрытия по предложению проф. Н. Я. Говорущенко оценивается среднеквадратическими отклонениями относительных перемещений, установленных опытным путем. К природным следует прежде всего отнести воздействие поверхностной и грунтовой воды. Поверхностные воды от дождей и при таянии снега размывают откосы земляного полотна, канав, подмывают сооружения (оголовки труб, опоры мостов). Проникая в поры материала вода при замерзании вызывает трещины, разрушения.

Особенно активно действует вода, содержащая агрессивные компоненты (щелочи, кислоты). Поверхностные воды вызывают обледенение покрытия, а в горных районах – обвалы, лавины, сели. Причинами деформации и разрушения дорожной одежды могут быть: неудовлетворительное выполнение работ по возведению земляного полотна, некачественные грунты и неправильное их чередование при отсыпке насыпи, недостаточное и неравномерное уплотнение грунта, недоучет гидрологических условий и т. п.; неудовлетворительное выполнение работ по устройству дорожной одежды, некачественные материалы, недостаточное уплотнение конструктивных слоев, неправильный их подбор при проектировании; неправильное прогнозирование движения по дороге, его интенсивности, осевых нагрузок.