Дополнительные слои износа

Существуют разные технологические способы устройства краевых укрепленных полос и обочин, которые необходимо учитывать в проекте дороги. При строительстве новых дорог одежду на краевых полосах часто принимают одинаковой с одеждой проезжей части, что очень удобно технологически. Практически в этом случае все слои основания и покрытия сразу устраиваются на общую ширину проезжей части и краевых полос, затем краевые укрепленные полосы отделяются от проезжей части разметкой. При очередном ремонте дополнительные слои износа или защитные слои покрытия также строят на общую ширину и одинаковой толщины. Недостаток этого способа — перерасход дорожно-строительных материалов, а также одинаковый цвет и внешний вид покрытия как на проезжей части, так и на укрепительных полосах. Другой способ — строительство одежды на краевых полосах, которая по толщине, материалу и внешнему виду отличается от одежды проезжей части.

Такие конструкции закладывают в проектах строительства дорог, но особенно часто их используют в проектах реконструкции и капитального ремонта существующих дорог. Этот способ позволяет экономить материалы, строить одежду укрепленных полос, отличающуюся по цвету и внешнему виДу от дорожной одежды проезжей части, но сложнее технологически. Остановочные полосы могут иметь различные покрытия, в том числе одинаковые с проезжей частью, или из связных и местных •щебеночных (гравийных) материалов, а также из грунтов, укрепленных вяжущими. В настоящее время на вновь строящихся дорогах ежегодно укрепленные краевые полосы и обочины строят на протяжении 3-5 тыс. км и на протяжении 10-15 тыс. км существующих дорог. На это расходуются значительные объемы дорожно-строительных материалов, в том числе цемент и битум. Поэтому важное значение приобретает экономия ресурсов за счет правильного выбора параметров укрепленных краевых полос и обочин, конструкция которых должна обосновываться расчетом.

Методы расчета толщины дорожной одежды краевых укрепленных и стояночных полос разработаны Ю. Р. Перковым.