Деформации и разрушения дорожных одежд

Дорожные одежды нежесткого типа должны работать в пределах упругих деформаций. Проверка их при расчете производится по допускаемому упругому прогибу, сдвигу в подстилающем грунте и конструктивных слоях из слабосвязных материалов, растяжению при изгибе в монолитных слоях. Жесткие дорожные одежды рассчитываются по допускаемым напряжениям растяжения при изгибе. Нарушение условия любого предельного состояния дорожной одежды ведет к появлению остаточных деформаций и разрушению. Основные виды деформаций дорожной одежды следующие: 1. Пучинистые деформации, вызванные замерзанием набухшего переувлажненного грунта, накоплением ледяных кристаллов и линз при многократном знакопеременном температурном воздействии на глинистые, пылеватые, иловатые грунты.

2. Выкрашивание зерен минерального заполнителя из-за недостаточного их сцепления с вяжущим материалом. 3. Шелушение поверхности покрытия из цементобетона из-за резких температурных воздействий, применения солей при борьбе с обледенением. 4. Обламывание кромок покрытия у обочин, а у бетонных плит – кромок у швов происходит при неукрепленных обочинах из-за переувлажнения и потерн несущей способности грунтового основания дорожной одежды. Бетонные плиты выкрашиваются у швов из-за их несовершенной конструкции, недостаточного усиления кромки плиты, некачественного соединения плит на швах. 5. Волны, образующиеся из-за дефектов укатки покрытия, усиленных эксплуатацией при раскачивании подрессоренной части автомобиля. Часто волны вызываются сдвигом излишне пластичных материалов на органических вяжущих в местах торможения автомобилей. 6. Гребенка – деформация, возникающая на гравийных и щебеночных покрытиях под воздействием грузовых автомобилей. 7. Вмятины, образующиеся при движении тяжелых автомобилей по нежестким дорожным одеждам при низком модуле деформации основания и высоких температурах, делающих одежду излишне пластичной.